ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Причины речевых нарушений

Причины речевых нарушений

 

       Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит сло­ва и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему обокружающих пред­метах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бываеттак, что ребенок мало гулит и лепечет, у него по­здно появляются первые слова ифразы. Задержка ре­чевого развития малыша беспокоит родителей, и, пы­таясьрешить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило кпедиатрам или невропа­тологам. Врачи назначают чаще всего медикаментоз­ноелечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать илогопед - специалист по ранней детской коммуникации.

      Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка – непосредственно или опосредованно – на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

 

Каковы же причины речевых нарушений? ЭТО:

1. Недостаточное речевое окружение в раннем дет­стве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.

2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсю­канье — копирование детской речи: ребёнок подража­ет тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной арти­куляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: "Р" гор­лового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполооб­разное нёбо и др.

5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произ­ношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, на­блюдать, подражать.

7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вя­лые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом об­щается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за кон­сультацией к врачу.

 

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот не­которые из них:

а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкого­лизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предпола­гает длительные занятия с логопедом.

 

 

Несколько слов о наследственности.

         Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не явля­ется врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анато­мические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специа­листами и специальным обучением.

    От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.