ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Информационно-коммуникативные технологии. Применение их на музыкальных занятиях.

Информационно-коммуникативные технологии. Применение их на музыкальных занятиях.

 

  

Педагог по дополнительному

профессиональному образованию

в детских дошкольных учреждениях,

музыкальный руководитель 1-й квалификационной категории МДОУ д/с «Рябинка» Теселкина Т.А.

 

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, ДОУ как носитель культуры и знаний тоже не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании ИКТ педагогами для повышения эффективности образовательного процесса. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информация сферы образования  приобретает приобретает  фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий только ив системе школьного , но и дошкольного образования.

В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование  компьютерных технологий необходимо в музыкально-образовательном процессе ДОУ.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника. Использование современных  информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Использование ИКТ на музыкальных занятиях дает следующие преимущества:

-улучшается запоминание пройденного материала,

-усиливается познавательный интерес воспитанников,

-развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

В музыкальной деятельности можно использовать различные электронные издания, такие как энциклопедию классической музыки, музеи мира, энциклопедию юного художника. Благодаря современным технологиям на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным. Так, например, интерактивное пособие «Музыкальная шкатулка», в которой можно узнать о композиторах, музыкальных инструментах, выразительных средствах музыки и проверить свои знания.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет провести виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам мира эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями песен и танцев.

Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения детей в процессе музыкальных занятий. Это

1.Телевизионное изображение;

2.Анимация и графика;

3.Живой звук.

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления становится неоднозначность их восприятия, разнообразия вариантов « слышания», («видения») конкретных музыкальных сочинений. Это позволяет устанавливать интонационно -образные связи музыки с познанием окружающего мира, художественной литературы, развития речи, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п.

2.Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного музыкального занятия- принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям дети будут высказывать свое мнение. Размышлять, рассуждать.

Современные технологии позволяют успешно  использовать в мультимедийном занятии фрагменты видеофильмов, которые вставляются в презентацию. Использование видеофильмов значительно усиливают обучающий эффект. Применение компьютерной техники позволяет сделать муз.занятие привлекательным и по настоящему современным, осуществить индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.Использование информационных технологий важно не только для усвоения музыкального материала, но и ребенка-воспитание интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира .Считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого использую микрофон и минусовые записи различных детских песен. А так же использование презентаций. Презентации позволяют за короткое время занятия охватить большой познавательный материал по музыкальной культуре. Они способны иллюстрировать занятие с произведениями живописи, музыки, хореографии, провести проверку знаний музыкальных произведений, композиторов, художников. Занятие становится ярким, интересным, творческим.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов, чтобы они не заскучали, чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве названий и групп? К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведение в концертном зале. В этом нам и поможет презентация. Можно сделать цикл занятий, в которых в игровой форме они будут знакомиться с инструментами, их звучанием в  форме презентации.

Можно подготовить так же ряд дидактических игр со звучанием тех или иных музыкальных инструментов, включить разучивание песен, распевок, музыкально-ритмических движений, используя в слайдах модули-схемы, ручные знаки, пособия по моделированию песни, игры ,танца .Что же можно включить в структуру занятия:

1.Музыкальное приветствие.

2.Просмотр видеоролика.

3.Ответы на вопросы.

4.Творческие задания, дидактические игры.

5.Музыкальные игры по программе, игры в оркестре, песни, ритмические движения со звучанием красивой музыки.

6.Домашнее задание.