ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Сообщение для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений

Теселкина Татьяна Алексеевна

Педагог по дополнительному профессиональному образованию, Нижегородской области, музыкальный руководитель 1-й квалификационной категории

 

Развитие музыкальных способностей  у детей дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание,  имеет важное значение в эстети­ческом и нравственном становлении личности ребенка. Средства­ми музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приоб­щить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального вос­питания в дошкольных учреждениях показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагоги­ческих исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспи­танников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к му­зыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее испол­нением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные пережи­вания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Это- второе условие усп­ешной реализации воспитательных задач.

Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется воз­можность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на заня­тиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструмен­тах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздей­ствовать на развитие всех сторон личности ребенка.

Основным направлением в работе с детьми - формирование музыкальной культуры, музыкально-эсте­тического сознания, а ведущим видом деятельности - слушание ­восприятие.

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо разви­вать способность переживать музыкальное содержание как специфи­ческую выразительную речь.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации му­зыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное вос­приятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу - пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов...» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешно­сти, веселых шутках, и... восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ему ничего не добавит.

Попробуйте идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского "Клоуны"». (Педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения снова обращается к детям: «А теперь расскажите, какую музыку вы услы­шали ». (Дети отвечают.)

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, мело­дия-«перевертыш», постепенное «раскручивание» мелодии, темпо­вые характеристики).

Такая модель восприятия опирается на природу собственно музы­ки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей.

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слу­хового опыта дошкольников являются следующие приемы:

сопоставление музыкальных произведений: контрастных произ­ведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контраст­ных произведений, передающих разные чувства и настроения; использование карточек «цвет - настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового. Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьиро­ваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, гра­мотном исполнении.

Музыкальный репертуар по слушанию музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трех занятий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни. Предложение беседы по слушанию проводится как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей груп­пы. Отдельные беседы допустимо про водить в вечерние часы, если у педагога возникают проблемы со временем на музыкальном заня­тии. По усмотрению музыканта-педагога возможна замена произве­дений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора ­художественности и доступности для детского восприятия.

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики. музыкального развития.

Программа конкретно определяет, как педагог должен форми­ровать эстетическое отношение детей к музыке.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, разви­вать правильное ее восприятие, формировать чувства и представ­ления детей, стимулировать их нравственно-эстетические пере­живания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнооб­разными произведениями и сведениями о них.

3. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах,

4. Формировать певческие голоса детей, добиваться вырази­тельного пения, образности и ритмичности движений, их коорди­нации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мело­дический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной дея­тельности (инсценировки песен, импровизации несложных попе­вок, движений, комбинирование элементов танцев).

6. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.

Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2-3 лет.