ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Проект «Детский альбом»П. И. Чайковского

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к проекту П.И.Чайковкий "Детский альбом"

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с «Рябинка» п. Ковернино Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Детский альбом»П. И. Чайковского

 

(для детей  старшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

                        Подготовила:

                                                                     Теселкина Татьяна Алексеевна,

                                                                     музыкальный руководитель

                                                                     первой квалификационной                               

                                                                     категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Ковернино

2019 г.

Цель:Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности.

Задачи:

  • Углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского;
  • развить инициативность детей в игровых ситуациях и в игре на детских музыкальных инструментах по развитию музыкальных способностей дошкольников;
  • расширить языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
  • научить детей высказывать свои мысли полными предложениями;
  • вызвать эмоциональный отклик на  игру в оркестре и исполнение вокальной группой «Неаполитанской песенки»;
  • приобщить к хореографическому творчеству под музыку П.И.Чайковского;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П.Чайковского;
  • формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей при показе презентации «Детский альбом» П.И.Чайковского, при восприятии классической музыки и танцевального искусства.

Вид проекта: исследовательско – творческий

Срок реализации проекта: среднесрочный

Участники:Ведущая, Кукла, Арлекин, вокальный ансамбль и дети старшего дошкольного возраста.

Проблема: Можно ли каждому ребёнку приобщиться к музыке П.И.Чайковского?

Актуальность. Музыка П.И.Чайковского вот уже больше века волнует сердца слушателей, а в 2015 году отмечался 175 –летний юбилей со дня рождения П.И.Чайковского. Его музыка понятна всем благодаря своей напевности, благозвучия и красоте мелодизма. П.И.Чайковский сочинял свою музыку на основе  русских народных песен и православной церковной музыки. Широта русской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму, последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранность таланта П.И.Чайковского вылилась в  разнообразные музыкальные жанры: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна как детям, так и взрослым. У музыки П.И.Чайковского нет никаких ограничений!

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя  распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», - писал П.И. Чайковский. Нам остаётся только слушать, сопереживать или наслаждаться. Но чтобы лучше понимать музыку - мало только слушать её, ещё нужно уметь различать средства музыкальной выразительности, уметь высказывать свои мысли о музыкальных образах, характере музыки и участвовать самому ребёнку в разных видах музыкально-художественной деятельности. Для этого и существует непрерывная образовательная деятельность в ДОУ.  Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка  формируется  общая культура личности. Дошкольнику созданы все благоприятные условия, т.е. предметно-пространственная развивающая среда,  для его творческой инициативы и раскрытию талантов! Но сам П.И.Чайковский говорил: «Большой талант требует большого трудолюбия». Ребёнок, который сам участвует в проектной деятельности совместно  с педагогами и родителями, быстрее будет адаптирован к общению с другими детьми, взрослыми и целым миром!

Этапы:

I- подготовительный:

  • беседа с детьми о жизни и творчестве композитора;
  • знакомство с  пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

II - основной:

III - заключительный:

  • итоговая НОД, вид деятельности «Музыка»;
  • презентация с иллюстрациями, портретом композитора для итоговой НОД «Музыка».

Ожидаемые результаты:

  • знание детьми музыки П.И.Чаковского;
  • уважительное отношение к старшим;
  • повышение интеллекта, музыкальных и эстетических способностей.

приложение

Музыкальное занятие

«Детский альбом» П.И. Чайковского

(НОД для детей старшего дошкольного возраста)

 

Цель: Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского;
  • расширить языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
  • систематизировать знания детей о «Детском альбоме»; и продолжать учить детей высказывать свои мысли полными предложениями;
  • дать возможность проявить инициативность детей в игровых ситуациях и в игре на детских музыкальных инструментах по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Развивающие:

  • продолжать развивать умение детей внимательно слушать классическую музыку;
  • развивать умение представлять музыкальный образ в своём воображении;
  • развивать музыкальную память дошкольников;
  • обеспечить развитие умения детей высказывать свои мысли  о характере музыки и выразительных средствах музыки полными предложениями;
  • обеспечить развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей в НОД по теме «Детский альбом» П.И.Чайковского, культуру восприятия классической музыки, танцевального и изобразительного  искусства.
  • вызвать эмоциональный отклик на  игру в оркестре и исполнение вокальной группой «Неаполитанской песенки»;
  • приобщить к хореографическому творчеству под музыку П.И.Чайковского;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П.Чайковского;

Оборудование:

Фортепиано, музыкальный центр, проектор для показа презентации, ноутбук, экран, ноты пьес для фортепиано «Детский альбом» П.И.Чайковского, цветные ленточки на колечках - (в 2 руки) по количеству детей в коробке, барабаны с палочками, кастаньеты, музыкальный треугольник, гитары, бубны.

Персонажи детские:

Кукла

Арлекин

Итальянцы (девочки и мальчики)

Солдатики с барабанами

 

Ход НОД: Звучит «Мама» из сборника пьес П.И. Чайковского «Детский аль­бом» (в переложении для камерного ансамбля струнно-смычковых инструментов). Входят дети. Слайд 1.

Ведущая (музыкальный руководитель поёт): Здравствуйте, ребята!

Дети в ответ (поют): Здравствуйте.

Какое прекрасное сегодня весеннее утро. Солнышко нам ярко светит! Так и хочется всем улыбнуться. Давайте поприветствуем друг друга музыкально.

Доброе утро,(выставляют поочерёдно руки в стороны, наклон головы)

Улыбнись скорее.

И сегодня весь день («Пружинка»)

Будет веселее. (Руки поднять вверх). (Арсеневская О.)

Проходите, ребята, присаживайтесь на стулья  напротив экрана.

Дети сели.

Какая прекрасная классическая музыка звучит! Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкой из «Детского альбома», который написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Показ  портрета Чайковского на экране. Слайд 2.

Предлагаю послушать пьесу «Сладкая грёза». Грезить, значит мечтать. А вы любите мечтать, дети? Каждому человеку свойственно иметь мечты, заветные желания. Если у Вас нет ещё мечты, то попробуйте придумать её под музыку Петра Ильича Чайковского.

На экране – рисунок к пьесе «Сладкая грёза». Слайд 3.

Звучит пьеса «Сладкая грёза». (Звучит запись - фортепиано)

Ведущая: Назовите, ребята, какие средства музыкальной выразительности вы услышали?

Ответы детей: Музыка светлая радостная по характеру, лад мажор, мелодия нежная, протяжная, певучая, интонация мягкая, темп умеренный, ритм спокойный, гармония приятная для слуха.

Ведущая: (Показывает ноты «Детский альбом»). Давайте перелистаем страницы этого музы­кального сборника, который композитор Чайковский специально сочинил для юных музыкантов. Только одновременно я предлагаю вспомнить и не­которые эпизоды из жизни самого композитора. Как у композитора возникла идея создания такого альбома?

Весной 1878 года (19 век) П.И. Чайковский вернулся на ро­дину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью своей сестры Александры Ивановны Давыдовой.

На экране - игры племянников композитора  из семьи Давыдовых (старинная иллюстрация к сборнику «Детский альбом»). Слайд 4.

У неё было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал им на рояле.

Тогда-то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких, запоминающихся и с интересными названиями.

В альбомевстречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии. Свой альбом композитор посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

Давайте, ребята, послу­шаем одну из пьес танцевального жанра.

На экране – иллюстрация «Вальс» (Пары, танцующие вальс на балу). Слайд 5.

Назовите танец, который танцуют в паре, кружась по кругу и вокруг себя, метрический размер три четверти. Этот танец - король всех танцев!

Дети: Вальс.

Пьеса «Вальс» (фрагмент).

(Исполняет музыкальный руководитель).

А сейчас предлагаю всем станцевать с цветными ленточками, а затем соединиться в пары.

Отдать одному ребёнку коробочку с  ленточками на колечках. Он раздаёт всем детям.

Пьеса «Вальс».

(Запись в исполнении камерного оркестра).

Дети сели. Ленты сложить в коробку.

Ведущая: А сейчас прозвучит пьеса «Мама». Мелодия у нее певучая, красивая, ласковая. Сам П.И. Чайковский с большой нежностью от­носился к своей маме. Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос, удивительные глаза. Видимо, о своей матери он и рас­сказал в пьесе «Мама».

На экране - портрет мамы и дочки. Слайд 6.

Я предлагаю представить каждому из вас свою маму, обнять её и погладить по плечу и руке.

Пластический этюд «Обними маму».

Дети выполняют поглаживающие движения, как будто обнимают, ласкают и жалеют маму, обещая помогать ей в домашних делах.

Пьеса «Мама».

(Запись в исполнении пианиста М. Плетнёва)

Какая по характеру пьеса «Мама»?

Ответы детей: Добрая, ласковая, спокойная, нежная, светлая (мажор). Мелодия певучая, красивая, гармония благозвучная.

Ведущая: Мы любим наблюдать за приро­дой весной, когда всё оживает, и воздух звенит от птичьих трелей. О какой птице сейчас пойдёт речь?

Загадка о птице.

Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту,
С земли  - своей постели.

Среди колосьев он живет,

Гнездо своё он там совьёт.
Но нужен весь небесный свод,
Когда он песню запоёт.

Опрос детей индивидуально. Ответ детей: «Жаворонок».

Дети, посмотрите на экран.

На экране - фото  в полёте жаворонка. Слайд 7.

Правильно, мы сейчас будем слушать пьесу «Песня жаворонка».

Звуки мелодии передают щебет этой весенней птички. Мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок, то подни­мается ввысь, то вновь опускается к земле. Давайте сложим наши руки, словно крылья птицы и представим, как взлетает  и парит в воздухе жаворонок.

Пальчиковая игра «Птичка».

Вытянуть  две руки вперёд, первые пальцы соединить вместе и  взмахивать кистями рук то сильно, то слабо. Можно выполнять лёгкое тремоло пальцами, остановившись в одной точке, как бы зависая. Можно опускать «птичку» то на одно колено, то на другое.

Пьеса «Песня жаворонка».

(Звучит запись в исполнении струнного ансамбля, соло - ксилофон)

Ведущий: В «Детском альбоме» композитор передает в музыке дет­ские игры - девочек и мальчиков. Назовите, во что девочки больше всего любят играть? Какая самая любимая игрушка у девочек?

Опрос индивидуальный.

В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Вот, например, пьеса «Новая кукла».

На экране - иллюстрация к пьесе «Новая кукла». Слайд 8.

Мелодия в ней словно сверкает от счастья, передавая радость и восторг. Эту музыку лучше понять, если к нам в гости придет ее героиня. Давайте позовем ее все вместе, только негромко и вежливо: «Кукла, кукла, приходи!»

Дети зовут Куклу. Выходит Кукла - на­рядно одетая девочка, которая  имитирует «ку­кольную» походку.

Ведущая: Мы попросим нашу Куклу станцевать, похлопаем в ла­доши.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Новая кукла».

Импровизированный  танец Куклы.

После танца она садится рядом с детьми.

Ведущая: А теперь, дети, догадайтесь, в какую игру будут играть наши мальчики?

Загадка.

Ать – два, левой! Ать – два, правой!

Мы идём чеканя шаг.

Каждый - смелый, каждый - бравый,

Нас не испугает враг!

Ать – два, левой! Ать – два, правой!

Дождь ли, стужа ли, жара –

Мы идём в поход за славой!

За Отечество – Ура!!! (Н. Ю. Радченко.)

Ответ детей: Солдатики.

Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков».

(Исполняет  музыкальный  руководитель.)

На экране  - иллюстрация к «Маршу деревянных солдатиков». Слайд 9.

Ведущая:Выходите, мальчики, и покажите своё умение маршировать, играть в барабаны и выполнять перестроения.

Пьеса «Марш дере­вянных солдатиков».

Перестроения с барабанами.

(В 2 колонны, по диагонали «расчёской» и снова в одну колонну).

Дети сели.

Ведущая: Посмотрите, ребята, на рисунок на экране. Кто это - весёлый в высоком колпачке?

На экране – рисунок Арлекина. Слайд 10.

Ведущая: Это клоун из итальянской комедии масок. Его зовут Арлекин. Он любит играть «Итальянскую песенку». Давайте, ребята, позовём Арлекина.

Все зовут: Арлекин!

Входит Арлекин с гитарой под «Итальянскую песенку» П. Чайковского.

Ведущая: Арлекин очень любит танцевать с Куклой.

Гитару можно положить в сторону.

Смотрите, какой красивый танец получается.

Импровизированный танец Арлекина и Куклы.

Пьеса «Итальянская песенка».

Дети сели.

Ведущая: Арлекин - зна­менитый итальянский клоун, и он хочет познакомить вас с теми пье­сами, которые написал П. И. Чайковский, вспоминая об Италии.

Эту мелодию композитор услышал в Венеции. Вечерами под окнами дома, в котором он жил, приходил уличный певец с маленькой дочкой. Песня девочки стала главной темой пьесы «Шарманщик поет».

На экране – иллюстрация «Шарманщик». Слайд 11.

Пьеса «Шарманщик поёт».

Ведущая читает стихотворение «Шарманщик».

Если снег – я иду... Если дождь – я иду,
Медленно ручку шарманки верчу.
Вот обезьянка с весёлою мордочкой
Строит детишкам забавные рожицы.


Может быть, есть на свете страна,
Чтоб горя не знала она,
Где млечные реки текут,
И хлеб всем голодным дают?

Ведущий: Одна из самых знаменитых мелодий из «Детского альбома» - «Неаполитанская песенка».

На экране – иллюстрация  «Неаполитанская песенка». Слайд 12.

Ведущая: Но давайте послушаем, как будет звучать «Неаполитан­ская песенка» в вокальном исполнении под аккомпанемент кастаньет и оркестра. Ведь это - песенка, значит, ее можно спеть.

«Неаполитанская песенка» Слова М.А. Давыдовой и И.А. Агаповой.

(в исполнении вокальной группы и детского оркестра).

  1. Волны блещут бирюзою.

Величавою красою.

Нас Неаполь зазывает,

Погостить нас приглашает.

  1. Здесь под синим небом юга

Повстречали мы друг друга.

Наш кораблик дальше мчится

Пена волн вокруг кипит.

Припев:

Ах, Неаполь, город солнечный и страстный,

Город светлый и прекрасный

                       Тает в дымке голубой.

Ах, Неаполь, утро пахнет здесь лимоном.

Золотистым медальоном

Кажется Неаполь мой.

  1. Лишь только солнце утром первыми лучами

Края неба освещает, день чудесный возвещая,

Словно в зеркале мерцают изумруды моря

Город пробуждается от сна.

  1. И взгляд последний бросим на Неаполь,

В море отражаясь, в дымке утренней тумана,

Точно сказка без обмана

И волшебное виденье, вдоль залива

Уплывает город наш.

Ведущая: А теперь я приглашаю  станцевать «Неаполитанский танец». Пётр Ильич Чай­ковский сделал инструментальное переложение этой пьесы из балета «Лебединое озеро» для «Детского альбома», в основе музыки - подлинная итальянская мелодия.

На экране - «Неаполитанский  танец» из балета «Лебединое озеро». Слайд 13.

Итальянцы любят танцевать с бубнами, украшенные разноцветными лентами. А национальной особенностью женских костюмов являются широкие длинные юбки на рюшах и воланах. Впереди надет фартук белого цвета, ведь это народный танец. У мужских костюмов – широкий пояс красного цвета и белая рубашка, может быть плащ за плечами. Смотрите, а вот и итальянцы идут.

«Неаполитанский танец» (парный с бубнами).

Ведущая: Ребята, сегодня вы слушали много музыки. Ответьте, пожалуйста, какой великий русский композитор 19 века сочинил «Дет­ский альбом» для фортепиано?

Индивидуальный опрос детей.Петр Ильич Чайковский.

На экране – портрет композитора. Слайд 14.

Ведущая: А какие пьесы Вам запомнились из этого альбома? А что вы сегодня расскажите своим родителям о музыкальном занятии? А что вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы детей.

На экране – портрет композитора у рояля за сочинением музыки.

Слайд 15.

Ведущая: «Большой талант требует большого трудолюбия», – сказал П. И.Чайковский. Трудитесь, старайтесь во всём, и вы достигнете успехов в жизни! Пусть с вами всегда идёт по жизнимузыка П. И. Чайковского. До свидания, до новых встреч с классической музыкой!

Слайд 16.

Дети выходят из зала под музыку «Вальса» П.И.Чайковского.

                                                                                          

 

Использованная литература:

  1. Давыдова М.А. Агапова И.А. Мир музыкальных праздников. Изд. 5 за знание. Москва, 2006 г.
  2. «Музыкальный руководитель», иллюстрированный методический журнал, ООО: Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 10 -  2015 г.
  3. «Справочник музыкального руководителя», журнал. Изд.: ЗАО «МЦФЭР», № 2 – 2015 г.

 

Использованные интернет – ресурсы.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://www.liveinternet.ru/community/
  3. https://www.google.ru/- иллюстрации

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к проекту П.И.Чайковкий "Детский альбом"