ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Детские игрушки. Психологический взгляд.

Детские игрушки. Психологический взгляд.

В магазине игрушек (рекомендации для родителей)

     Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы,  и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она - современная игрушка? И какой она должна быть?

Игра и игрушка - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры.

Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры ( чем не игрушки современные газеты с бесчисленными сканвордами, кроссвордами, чайнвордами? А сколько игр на телевидении!

Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.

Игрушка - агент национальной информационной безопасности. Вспомните телепередачу "Куклы" с персонажами похожими на наших политических деятелей.

Игрушка кроме прочих всегда выполняла и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку владеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча - орудия его преодоления. Иногда ребенок сам находит "игрушки" - предметы-функционеры, отвечающие определенным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо
и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслом. Мы часто обнаруживаем подобный "мусор", пытаясь навести порядок в детском уголке или выворачивая карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся  с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.
                                  СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА - ЧТО ЭТО?

Девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и  условие для развития, на самом деле разучились играть.

Что можно сказать по поводу того, птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой,  агрессивной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. И это привело к кризису игровой культуры.

Дети стали играть не меньше, а хуже. Стало все больше примитивных игровых форм -шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство.

В ответ на вопрос "Во что ты любишь играть?" большинство детей (от 4 до 6 лет) называли подвижные игры - салки и прятки, но правила игры, ее смысловой стержень сформулировать могли лишь единицы, 5% вообще не могли вспомнить ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали.

К сожалению, совсем исчезли групповые игры - "воздух" детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости?

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстники двести, сто и даже тридцать лет назад. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда. А игрушки в семьях покупаются чемоданами и через месяц чемоданами же выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - деформируются понятия о хорошем и плохом, добром и злом, восприятием цвета и звука.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, сталкивается ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке.
ИГРУШКА ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ. К СОЖАЛЕНИЮ, ХОРОШО ПОКУПАЕМАЯ ИГРУШКА - ЭТО ТО, ЧТО НРАВИТСЯ ВЗРОСЛЫМ. Но чаще всего она меньше годится для детей. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки чаще всего изготовлены по западным образцам, не оставляют место для "домысливания" сюжета. Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.
Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Вот пример.
На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, "прикольного" монстра. Поначалу девочка образовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что "чертик на нее смотрит" и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку на прогулку и сожгли ее в парке на костре, а остатки закопали под дерево. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли. Но мама, узнав о происшедшем, обвинила бабушку в мракобесии и отстранила от воспитания внучки.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости.  Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Он вводят ребенка в культуру другого народа, "перепрограммируют" русскую душу на свой лад. В начале 20 века популярным сюжетом игрушки был образ русского воина-победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического  сознания. Трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям.
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Взрослые словно забыли, что игрушка - это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.
В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство.
В магазине игрушек. Мы, взрослые изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных - не осознаваемых порой - пристрастий.
Оказывается, куклы могут быть  не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков - крупный Бетман (человек-летучая мышь из американских мультфильмов) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации ребенком поединков-драк. Также можно приобрести и игрушку-киллера с набором разнообразного оружия - от ножа и пистолета до лазера.
Что можно сказать о мягкой игрушке? Самое главное ее назначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны "вылечить" ребенка от страха или даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.
Конечно, конструкторы "Лего" хороши, они развивают моторику, мышление, восприятие цвета и формы. Плохо лишь то, что эти игрушки ориентируют ребенка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомы, неродных персонажей, иностранные атрибуты. При изобилии отечественных игровых примеров и образцов было бы очень хорошо узнать об американских индейцах или сокровищах египетских фараонов. Но дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок:
Почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки. Таким образом, кукла приобретает силу второго "я". Зачем это? Играя  в Барби, ребенок приходит как бы "на все готовое" (слишком все предопределено). Ребенок оказываетя в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к нервозу.
В девочках дошкольного возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому до четырех лет лучше не покупать Барби - это модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя ,скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Куклы в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не  на "красоте", а в первую очередь на чувстве заботы.
Но не все так плохо. У нас есть хорошие и "умные " игрушки, вернее даже сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой передачи "Спокойной ночи, малыши!": Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру и справедливости. Учат не обманывать и не предавать. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, "творческий потенциал" этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщенны современные магазины.
Для детей постарше можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.
А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лен, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

3. Давайте поиграем. Роль родителей в организации игровой деятельности ребенка дома.
Предлагаю родителям способы организации игровой деятельности ребенка дома, даю практические советы по участию в играх ребенка, предлагают смоделировать игровые ситуации.

4. Домашняя игротека.
Презентация любимых домашних игр. Родители рассказывают о любимых играх и игрушках своих детей.

5. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания. Памятка для родителей.

Памятка для родителей
 "Статус выпускника детского сада через призму игровой деятельности".

Модель-образ (рисунок) - "телескоп планеты и звезды"
Содержание:  "Телескоп" - астрономический инструмент для изучения небесных светил по их электромагнитному излучению.
Игровая деятельность является тем телескопом с усовершенствованной системой, которая позволяет зафиксировать ряд важнейших фактов, то есть оценить статус воспитанника на момент завершения процесса обучения и воспитания в детском саду.
"Планеты" - это наиболее массивные тела Солнечной системы, движутся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца, светятся отраженным солнечным светом. Например, такие ключевые параметры, как познавательное развитие; особенности поведения и общения; особенности мотивационной сферы ребенка; особенности системы отношений воспитанника к миру и самому себе, являются "отражением" уровня готовности к обучению в школе.
"Звезды" - светящиеся газовые (плазменные) шары на определенных этапах звездной эволюции ряд проходят через стадии формирования, и в зависимости от массы звезды в конце эволюции становятся либо белыми карликами, либо нейтронными звездами, либо черными дырами.
Например, каждая из сфер психологической готовности тоже проходит ряд этапов развития и формирования, и в зависимости от успешности прохождения всех этапов и условий в которых протекали все процессы, зависит уровень актуального развития ребенка и значительность пробелов в процессе его становления. Рассмотрим более подробно показатели готовности на основе игровой деятельности.
Во-первых, игра, являясь тем "телескопом", который дает возможность оценить познавательное развитие ребенка. Показателями ее сформированности является ряд фактов.

Высокий уровень развития мышления, который проявляется в игровой деятельности способностью: самостоятельно выделять  главенствующие действия в соотношении с ролью в игре и размышлять и делать выводы в процессе игры на основе ролевых взаимоотношений.

Понимание и содержание игровой деятельности и ее отдельных этапов, а также владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи позволяет говорить о речевой готовности ребенка к школе.

Способность к сложной двигательной активности в процессе игры является одним из показателей развитости крупной моторики.

Сформированность произвольности психических процессов проявляется высоким уровнем активности в процессе игры; способностью самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных игровых действий; игровыми действиями ребенка в соответствии с разыгрываемой роли или по правилу, установленному взрослым; способностью сосредоточивать и концентрировать внимание на игровой задаче; собственных усилий для преодоления трудностей в процессе игры.

 Умение выделить задачу игры и превратить ее в цель деятельности (предлагает ее детям), а также способность всегда в течение игры, обращать внимание на то, что он сделал из того, что задумал и умение самостоятельно выполнять задания взрослого,является показателем проявления важнейших зачатков учебной деятельности - это учебных действий.

Работоспособность и быстрый темп  умственной и ручной деятельности проявляется в способности сосредоточенно играть в течение 15-20 минут, при этом сохранения удовлетворительную работоспособность, играя в едином темпе со всей группой на протяжении всей игры.

Во-вторых, игровая деятельность дает возможность оценить особенности поведения и общения
выпускника. Проявлениями ее сформированности является ряд показателей.

Эффективность взаимоотношений со сверстниками, констатируется, если ребенок способен не только устанавливать дружеские отношения в процессе игры, но и проявляет готовность к взаимодействию в процессе совместным играм с большим количеством человек, и умением самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.

Результативность взаимодействия с педагогами, констатируется, если ребенок способен устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами в процессе игры и вне ее, что является проявлением уважения к воспитателю.

Принятие и соблюдение  социальных и этических норм, проявляется в принятии и соблюдении  правил заданных игровой ситуацией.

Сформированность поведенческой саморегуляции, то есть произвольная регуляция поведения и естественная двигательная активность в игровых ситуациях и свободном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, проявляется: в способности сдерживать непроизвольные эмоции и желания в процессе игры; способности к ответственному поведению в процессе игры.

Активность и независимость (самостоятельность) в познавательной и социальной деятельности.

В-третьих, игра, являясь тем "увеличительным стеклом", позволяет оценить особенности мотивационной сферы ребенка. Показателями ее сформированности является ряд фактов.

Наличие и характер учебной мотивации, то есть в желании учиться, идти в школу, которая выражается в проявлении интересов узнать больше (познавательного) или стать взрослее, занять статусов значимее положение (социального) мотива учения.

При эмоциональной стабильности и устойчивости состояния, наблюдается низкий уровень тревожности, то есть отсутствие выраженных противоречий между возможностями ребенка и предъявляемыми задачами игры.

В-четвертых, игровая деятельность, являясь призмой оценки готовности к обучению в школе, дает возможность оценить особенности системы отношений воспитанника к миру и самому себе.

В течение игры ребенок демонстрирует эмоционально-положительное восприятие системы своих отношений со сверстниками и взрослыми.

В процессе игры ребенок проявляется эмоционально-положительным отношением к детскому саду, школе, знаниям.

Позитивное восприятие себя, выражается в ходе игры чувством уверенности, устойчивостью адекватной самооценки.