ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

             Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

   Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.

     В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах как доброта, милосердие, сострадание, справедливость. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Все чаще взрослым, по различным причинам, некогда читать и рассказывать сказки, а дети в лучшем случае смотрят мультики. Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка - это не просто выдумка. Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений. Она помогает маленькому человеку понимать окружающий мир и создавать собственный, испытать себя и преодолеть собственные страхи.        

     Сказка нужна, как и малышам, так и старшим дошкольникам. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника сказка по-настоящему воспитывает и учит. Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом. Некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими сказками в форме проектной деятельности. Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых, развитие и воспитание моральных и духовно-нравственных качеств, посредством восприятия художественной литературы.

Работу со сказкой старалась проводить в различных формах: чтение сказок, пересказ, обсуждение, рисование иллюстраций к сказкам и др. Итог работы - показ сказки К.И Чуковского « Муха – Цокотуха» всему детскому саду и родителям. Творческая игра с использованием костюмов, веселой музыки, сюжетов из сказки очень увлекла ребят и вызвала эмоциональный отклик со стороны зрителей.  Цель этого этапа - развитие симпатии  к героям произведения и понимание нравственных уроков, а так же умение оценивать поступки героев сказки, и окружающих людей. Я стараюсь посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность), содействовать обогащению словаря, навыков связной речи, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни,воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

     Таким образом, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и я вижу свою задачу, как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире.

      

 

    

                                                                                                           Сорокина Н.А