ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

комфортное пространство для учебы ребенка

Каждый сверчок знай свой шесток!

Каждый сверчок знай свой шесток!
                                                  русская поговорка.        

Почему ребенку  необходимо иметь   "свою территорию" в доме и место в семье.

Посмотрите на свой дом свежим взглядом. Что  могут рассказать вещи  о семье и о том как она живет? Кто главный в доме и есть ли дети? Их увлечения, возраст...
Какая " погода в доме"?

Пример из практики. Шестилетний  мальчик боится оставаться дома один. Его мама, молодая энергичная женщина, выглядит очень ухоженной и аккуратной. Такая же и квартира  семьи - опрятна, чиста, радующей глаз порядок, все на местах. Одно грустно: в такой красоте для Димы нет никакой возможности чем-либо заняться: рисовать нельзя - запачкаешь краской обои, лепить нельзя - испортишь пластилином ковер, клеить нельзя - измажешь клеем мебель. В такой ситуации интеллектуально развитый мальчик вынужден насыщать свою жизнь не реальными, а воображаемыми событиями, подпитывая тем самым свои страхи.

Вещи многое могут рассказать о своих владельцах, об их желаниях и интересах, об их правах и обязанностях, об их статусе в семье и даже о самооценке. Давайте вместе с вами обсудим, соответствует ли обстановка дома возрасту вашего ребенка, его статусу: младшего в семье, старшего, школьника, особенностям его личности?

В давние времена на Руси  раньше батьки и кашу не взять  - он глава, значит и первый. А сегодня во многих семьях младшему ребенку мама дает за столом тарелку первому, потом старшему ребенку, среднему и только потом своему мужу. Вот и "строит" малыш всю семью.  Скажите - мелочи... Порядок и дисциплина это еще спокойствие в семье, предсказуемость. Правила, ритуалы, традиции в семье  защищают маленького ребенка!

Пройдитесь по своей квартире, отмечая, где лежат вещи вашего ребенка и в каком количестве. Нарисуйте на листе бумаги большой прямоугольник. Пусть он обозначает вашу квартиру. Отметьте на нем точками скопление детских вещей. Соедините отмеченные точки. Полученная замкнутая кривая будет ограничивать территорию вашего ребенка в квартире. Какая она получилась? Может, она занимает почти всю квартиру? Или несравнимо мало по отношению к территориям других членов семьи? Такую квартирную топографию можно провести для всех ваших близких, она дает много информации о том, какое положение в семье занимает каждый из них.

Если у человека в детстве была своя территория, то в нем рождается и остается на всю жизнь чувство собственного пространства, которое играет немаловажную роль в формировании чувства собственного достоинства. Имея свое "место под солнцем", которое бережно охраняется близкими людьми, ребенок ощущает, что его ценят и любят.


Иметь свою территорию в семейном жилище важно не только для детей, но и для взрослых. Чтобы обозначить территорию как свою, мужчины разбрасывают носки и развешивают пиджаки по всей квартире, женщины украшают дом приятными для своего глаза вещицами: вазочками, статуэтками, салфетками. Ребенок-дошкольник в качестве таких меток чаще всего использует игрушки. Подрастая, мальчишки разбрасывают повсюду железки, вело- или радиодетали, дискеты, диски, а девочки - журналы, блокнотики, наклейки, изящные предметы бижутерии и школьной жизни.

Хорошо, если у ребенка своя комната, тогда разбросанных вещей -"меток" значительно меньше. Но даже если нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, ему обязательно нужна своя территория. Это может быть стол, прикроватная тумбочка, секретер, книжная полка и, конечно, кровать. Но если они на детской территории, то, значит, находятся в полном владении ребенка. Он - полновластный хозяин своей территории, распоряжается ей и отвечает за нее.

адаптация к школеЧто стоит за просьбой ребенка стучаться к нему в комнату? Счастлив тот ребенок, который в семь лет может попросить родителей стучаться в его комнату. Он уже получил чувство взрослости, значительности. Откликнитесь на его просьбу, продолжайте видеть в ребенке полноправного человека, уважайте в нем самостоятельность и суверенитет.

Если школьник еще не умеет наводить порядок на отведенном ему пространстве, родители могут обучить его, прибираясь вместе с ним. Но если мама сама и по своему вкусу наведет чистоту в вещах сына, да еще в его отсутствие, то ребенком этот факт будет воспринят вполне однозначно: "Мою территорию заняли". Пусть вас потом не удивляет полное отсутствие у ребенка желания поддерживать и наводить порядок.

Своя территория ребенку нужна и для того, чтобы расположить на ней "тайник", "секретное место", о котором никто не должен знать. Дети устраивают их в дальних углах шкафов, на антресолях, даже в постели под матрасом или под подушкой. Что же они прячут в своих тайниках? С точки зрения взрослых, совершенно бесполезный хлам: обертки шоколадок, вырезки из журналов, записочки, красивые камешки, стеклышки, наклейки. Для ребенка каждый из этих предметов имеет свой сокровенный смысл, посвящать в который он никого не торопится. Опыт обладания собственной тайной необходим младшему школьнику, ведь именно в этом возрасте происходит осознание внутренней жизни и развивается способность к рефлексии, самоанализу.

Рассматривая свои "секретные драгоценности", размышляя над ними, ребенок задает себе вопросы: "Чем этот предмет мне ценен?'", "С какой жизненной ситуацией, моими чувствами он связан'?", "Нравится ли мне мое поведение в той ситуации?" и т. п. Способность мысленно рассуждать о своем поведении, мотивах и чувствах у младшего школьника только формируется, ребенок только еще учится обдумывать и оценивать свои поступки, ему необходима наглядная опора для мыслительного процесса, так как доминирующим в этом возрасте является наглядно-образное мышление. Такими опорами и являются тайные предметы детей.

Если взрослые бережно и уважительно относятся к тайнам ребенка, он будет чувствовать значимость себя как личности, своих мыслей и чувств. В конечном итоге это способствует укреплению его чувства собственного достоинства. Если же взрослые считают "секретные вещи" детей чепухой и мусором, могут выбросить их и посмеяться над ними, ребенок чувствует себя пренебрегаемым и даже ненужным и нежеланным. Такому человеку трудно общаться с людьми, налаживать с ними отношения сотрудничества, доверять им.

Как организовать дома комфортное пространство для учебы ребенка

Ведущая деятельность младшего школьного возраста - учебная, ее формирование только начинается с момента поступления ребенка в школу. Именно учебой пронизана вся жизнь младшего школьника, его отношения с родителями, другими значимыми взрослыми, со сверстниками. Среди взрослых самые важные и авторитетные люди - учителя, от их мнения и оценки зависит и самооценка детей, и их статус в коллективе сверстников. Если учительница сказала: "Молодец, Даша, хорошо учишься", ученики воспринимают это как "Даша - хорошая девочка, надо походить на нее, надо дружить с ней".

Для родителей также самой главной темой общения с ребенком становится учеба. "Что нового в школе, какие оценки получил?" - такими вопросами чаще всего встречают взрослые своего школьника. Общение с ребенком в семье нередко сводится только к приготовлению уроков, все остальное: игры, разговоры, прогулки, чтение - в глазах родителей теряет свою ценность по сравнению с учебными задачами. Видны ли школьные приоритеты в обстановке вашего дома? Организовано ли у ребенка место в вашей квартире, где ему было бы удобно выполнять домашние задания?

Если у ребенка есть письменный стол, книжный шкаф или полки, то основная часть рабочего места школьника решена. Если же в семье нет возможности выделить отдельный стол или шкаф для ребенка, то подумайте о том, чтобы выделить вашему школьнику часть стола, отдельную полку или ящик. У вашего ребенка рабочее место есть и в школе, там есть своя парта, специально созданная для письма и чтения. Но домашнее место для учебы имеет ценное преимущество: оно учитывает (обязательно должно учитывать!) не просто возрастные особенности ученика, а даже его индивидуальные черты.

В первую очередь учитывается рост ребенка. Если письменный стол и стул соответствует росту школьника, заниматься ребенку гораздо легче, он дольше сохраняет работоспособность и активность. Чтобы определить, подходит ли высота стола и стула росту школьника, воспользуйтесь правилом "прямой угол". Известно, что при правильной посадке у человека можно увидеть два прямых угла. Первый образован в колене голенной и бедренной частью ног, а второй - в локте плечом и предплечьем, если руки лежат на поверхности стола.


Если необходимость соответствия высоты стола росту человека известна, то правильная организация рабочего места с учетом половых признаков - несколько непривычна. Мы часто упускаем из виду, что девочкам и мальчикам нужны разные условия для умственных занятий, поскольку у них разное отношение к учебе и жизни, по-разному устроен мозг и различны темпы созревания его отдельных структур. Для письма, чтения, рисования, черчения и других видов деятельности, связанных со зрением, яркое полноценное освещение особенно нужно мальчикам. Это не значит, что рабочее место девочек должно быть плохо освещено, просто если мальчик будет выполнять домашние задания при недостаточном свете, то гораздо быстрее устанет и будет чаще отвлекаться. У девочек большая тактильная чувствительность. Поэтому им очень важно, чтобы их рабочее место было аккуратное и комфортное. Пусть это будет удобный стол и мягкий, приятный на ощупь стул или кресло. Даже по внешнему виду девчоночье и мальчишечье рабочее место должно отличаться. Строгое лаконичное - для мальчиков и нарядное, декоративное - для девочек.

При обучении мальчики стремятся использовать больше пространства. Если в школе за одной партой сидят девочка и мальчик, то мальчик старается "захватить" большую часть. Мальчикам требуется больше места, чем девочкам. Не понимая этого, взрослые иногда ошибочно считают такое поведение проявлением невоспитанности, грубости и неуправляемости. На самом деле мозг мальчиков так воспринимает пространство. Поэтому и домашнее место мальчика для учебы должно быть достаточно просторным. К тому же именно мальчикам подходят стулья на колесиках. Девочкам при умственной работе не требуется много двигаться. Мальчикам же движение помогает не только стимулировать мозг, но и снижать импульсивность поведения.

Из общего числа гиперактивных детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с вниманием, 95 процентов мальчиков и 5 процентов девочек. Такие дети требуют особых условий для умственной работы. Прежде всего, вокруг письменного стола и на рабочем месте должно быть минимум отвлекающих факторов. Взгляд занимающегося школьника не должен быть направлен в окно, где постоянное появление движущихся предметов будет отвлекать внимание на себя. А вот если стены комнаты ребенка будут без рисунка и декоративных деталей, ему не на что будет отвлекаться от приготовления уроков.

В поле зрения школьника не должны попадать игрушки, картинки, плакаты, клетки с животными - словом, все то, что может оказаться интереснее домашних заданий. Взгляд занимающегося школьника не должен быть направлен в окно, но в то же время и не должен упираться в стену. Для того чтобы уменьшить зрительное утомление, ребенок должен иметь возможность переводить взгляд с ближнего на дальнее расстояние.

Особого внимания родителей требует организация рабочего места леворукого ребенка. Прежде всего это касается освещения. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, а не с левой, как для правшей. Свободное место, чтобы ребенок чувствовал простор в процессе письма, также должно быть справа.

"Мне скучно!"

Ребенок жалуется, что ему скучно, что он не может себя чем-нибудь занять. При этом часто забывает собрать портфель, не может себя заставить начать работу над домашним заданием, опаздывает в школу, не может оторваться от телевизора, начинает много дел и бросает, не доделав.

Все эти, казалось бы, разные проблемы - конкретное проявление одной: ребенок не умеет выстраивать свое время, пространство, вещи. Людей, организованных внутренне, рождается мало. Это особый талант. Всех остальных надо учить. Не помогают окрики, критика, наказания, обиды. Помогает долгий, методический, постоянный, совместный с родителями, а главное, организованный труд. Каждому делу свое время и свое место. Но организовывать такие дела должен взрослый. Ребенок не может сам, пока не привыкнет, пока не приобретет навык делания.

Двигаться - тоже важно!

Младший школьный возраст очень благоприятен для развития двигательных навыков. Если ученика начальных классов учить танцам, катанию на горных лыжах или ковроткачеству, то сравнительно легко ребенок достигнет очень значительных успехов. В другой период пришлось бы потратить гораздо больше усилий и времени, чтобы получить хотя бы близкие к ним результаты. Такая особенность этого возраста издавна известна в народе (вспомним русскую традицию обучать девочек с семи лет рукоделию: прясть, вышивать, вязать, шить и т. д.).

А ваш ребенок обучается каким-нибудь двигательным навыкам? Может, он занимается в спортивной секции, танцевальном кружке или художественной школе? Эти занятия обязательно принесут пользу физическому здоровью и общему развитию. А в обстановке вашей квартиры можно обнаружить какие-либо признаки увлечений вашего ребенка? Есть ли место для занятий живописью и лепкой, вышивкой и бисероплетением? Определено ли место в шкафах для спортивной обуви, одежды и инвентаря, отведено ли безопасное место для домашней гимнастики?

Отечественный педагог А. С Макаренко говорил, что иногда для воспитания правильно вбитый гвоздь значит больше, чем тысяча нотаций. В нашем случае это значит, что приучить ребенка к порядку нам удастся только тогда, когда мы сможем так организовать пространство квартиры, что без лишних инструкций станет понятно, что где должно находиться. Именно родителям нужно заранее тщательно продумать, где поставить столик для рисования или какой клеенкой накрывать письменный стол, где разместить спортивные вещи, куда складывать разноцветный бисер или сухие листья для аппликаций. Но это еще не все: предстоит познакомить ребенка с порядком, который придумали вы, и доброжелательно выслушать его предложения. Но и после этого не надейтесь, что все вещи будут разложены по своим местам. Процесс формирования организованности и аккуратности достаточно длителен. Не пропускайте мимо своего внимания ни одного случая наведения порядка вашим ребенком - хвалите его, обязательно верьте в успех воспитания и вас ждет... порядок в вашем доме.

Как воспитать трудолюбие и целеустремленность

В концепции американского психолога Эрика Эриксона (заслугой которого стало выделение восьми определенных этапов жизни, на каждом из них человек приобретает нечто новое) выделяется самое вредное и самое полезное приобретение возраста. Самое полезное в младшем школьном возрасте - формирование такого личностного качества, как трудолюбие, самое вредное - приобретение чувства собственной неполноценности, слаборазвитых трудовых навыков. Какой след оставит младший школьный возраст в развивающейся личности ребенка, зависит прежде всего от родителей. Какими же изменениями в обстановке своего жилища можно поддержать трудолюбие вашего школьника?

Если у ребенка есть место дома, где он сможет заняться своим любимым трудом, оставить незаконченную работу и хранить продукт своего творчества, то его стремлению к труду нет препятствий. Этот совет не очень прост в своей реализации, так как пристрастием ребенка может быть улучшение конструкции велосипеда или радиоприемника, создание карнавального костюма из новых портьер, декор интерьера только что отремонтированной комнаты. Но если для трудового процесса будет отведено место, где ребенку не грозит испортить дорогостоящие предметы интерьера, то родителям будет спокойнее, а юного творца не будет сдерживать страх неодобрения и наказания.

Еще одним важным фактором воспитания трудолюбия может стать выделение места для выставки результатов детского труда. Это могут быть экспозиции рисунков, аппликаций, вышивок ребенка, которые выставлены на открытое обозрение всех тех, кто заходит в ваш дом. Такое бережное отношение к результатам детского творчества значительно повышает самооценку ребенка, делает привлекательным для него трудовые усилия, реально доказывает ему, что он в состоянии оказать позитивное влияние на окружающий мир.

Сережа М., ученик восьмого класса, обратился к психологу за профориентационной консультацией. Для него оказалось трудным выбрать профильный класс, так как ему все было интересно и все удавалось. Действительно, мальчик участвует в математических олимпиадах, занимается в Школе юных архитекторов, успешно выступает на соревнованиях по плаванию, играет на фортепиано, пишет стихи! В беседе с мамой выяснилось, что у них в семье принято акцентировать внимание на успехах и достижениях сына. На пианино в рамочках выставлены все грамоты и дипломы, которые заработал Сергей за свою жизнь. У мамы в специальной коробке собраны все работы, получившие отличные оценки, начиная от школьных сочинений и контрольных и заканчивая живописными работами. Женщина рассказывала: "Сережа меня иногда спрашивает: "Зачем ты все это хранишь?", а я ему стараюсь объяснить, что мне дороги все его успехи, я горжусь им".

Уважительное отношение к достижениям ребенка, пусть и не столь значительным в глазах посторонних людей, способствует формированию у ребенка целеустремленности, настойчивости в достижении цели и такого важного личностного образования, как мотив достижения успехов. Младшие школьники могут поставить перед собой долгосрочную цель и управлять своим поведением на основе принятого решения. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети делают что-нибудь собственными руками.
Зачастую можно наблюдать, как мама на глазах ребенка выбрасывает его рисунок, рвет!
Родители никогда не уничтожайте работы своих детей у них на глазах! Организуйте выставку дома, меняйте образцы. " это я сделал" - пусть скажет ваш малыш. Тогда он в жизни будет желать создавать, а не уничтожать! Сможет нести ответственность за свое дело и прилагать старание!

У человека в ситуации достижения цели может быть, согласно одной из психологических теорий, два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Так, школьник с мотивацией достижения успеха, решивший получить хорошие оценки по русскому языку, выполнит домашнее задание, поднимет на уроке руку, попросит учительницу проверить его работу - то есть его действия будут активны и настойчивы. Ученик же с мотивацией избегания неудач, скорее всего, будет стараться так вести себя на уроке, чтобы учитель его не заметил и не спросил.

Если взрослые, достаточно авторитетные в глазах детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется мотив избегания неудачи, который отнюдь не стимулирует ребенка к деятельности. Если, напротив, внимание взрослых акцентируется на успехах школьника, то складывается мотив достижения успеха. Именно человек с мотивацией достижения успеха будет деятелен, активен, целеустремлен, настойчив. Родители, даже если всего лишь выставляют на всеобщее обозрение доказательства успехов своих детей (конечно, с их безусловного согласия), уже способствуют воспитанию в них столь важного личностного качества.

Пространство снов

В жизни или в кино каждый из нас наблюдал ситуацию, когда в трудных или опасных случаях дети прятались в кровати или под кроватью. Почему? Наверное, потому, что кровать почти всеми детьми воспринимается как теплое, нежное, надежное и безопасное место. Если сравнить количество времени сна и бодрствования, то получится, что почти половину своей жизни дети проводят в постели, а значит, она должна быть комфортной, уютной и привлекательной для ребенка. Все знают, что кровать подбирается под рост ребенка, и хорошо, если она снабжена ортопедическим матрасом. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что кровати мальчиков и девочек должны различаться?

Постель мальчика должна быть жесткой, функциональной, без излишеств. Причем чем более жесткая, аскетичная постель, тем больше у мальчика шансов вырасти неприхотливым, сильным, сдержанным, волевым. Совсем по-другому готовится постель для девочки. Пусть она будет комфортной, изящной, изысканно красивой.

Родители часто считают, что если ребенок уже ходит в школу, то он настолько взрослый, что может спать в отдельной комнате. Но если до начала занятий в школе ребенок спал в одной комнате с родителями, то совмещать начало обучения и "великий переезд" не стоит. Взрослым могут показаться весьма незначительными связанные с этим изменения в жизни ребенка. В действительности момент засыпания и пробуждения - важные события в повседневной жизни ребенка. Многим детям в такие минуты нужна поддержка, внимание и забота родителей. Особенно это касается детей, у которых чрезвычайно развито воображение: впечатлительных, эмоциональных и глубоко чувствующих.

В стрессовых ситуациях, а начало школьного обучения, несомненно, относится к таковым, поддержка родителей в моменты засыпания и пробуждения нужна всем детям. Поэтому, даже если ваш ребенок уже давно спит в своей комнате, не жалейте времени на тихое общение перед сном: задушевные разговоры, успокаивающий массаж, интересную сказку - такие действия помогут ребенку восстановить душевное равновесие.

Территория вокруг детской кровати должна быть доброжелательной, а не враждебной и устрашающей. Пусть у кровати висит ночник, тогда если ребенок, встревоженный сном, проснется ночью, то сможет успокоиться и будет чувствовать себя взрослым и самостоятельным.

Можно ли воспитать аккуратность

Неизменные наши помощники в организации порядка - шкафы, ящички, тумбочки, комоды, полочки. Они же могут серьезно помочь родителям в привитии детям любви к аккуратности. Есть ли у вашего ребенка постоянное место для письменных принадлежностей, учебников, тетрадей, любимых книг, кассет, компакт-дисков? Знает ли он, где хранится его белье, верхняя одежда, обувь? Сам ли он достает и убирает свою одежду и обувь? Умеет ли постирать мелкие личные вещи: носовые платки, носки, трусики, колготки? Не забывает ли сложить школьную одежду? Если вы легко находите ответы на эти вопросы, значит, вы уже приступили к важному делу воспитания аккуратности и организованности.

Любовь к порядку и умение соблюдать его напрямую связаны с самостоятельностью, самоконтролем и умением управлять своим эмоциональным состоянием. Кто содержит свои вещи в порядке, тот, скорее всего, отличается самодисциплиной, выдержкой, целеустремленностью. Не жалейте времени на обучение ребенка складывать белье, гладить, красиво и разумно расставлять предметы. Это не только привитие трудовых навыков, но и развитие личностных качеств: терпения, настойчивости, способности доводить дело до конца.

В советское время к обязательным школьным атрибутам непременно причисляли школьную форму. Взрослые наверняка помнят строгие костюмы у мальчиков, коричневые платьица с фартучками у девочек Пришло время, и от школьной формы, как превращающей любой детский коллектив в темное пятно, отказались. Детям было разрешено приходить в школу в любой одежде (пусть, мол, проявляют свою яркую индивидуальность). И дети стали проявлять, но не индивидуальность, как предполагалось, а... неаккуратность, желание выделиться, вызвать зависть сверстников, а более всего - уровень материального достатка родителей. К тому же яркая и разнообразная одежда легко переключала на себя внимание детей, отвлекая от учебных задач.

Сегодня во многих школах возвращаются к требованию посещать уроки в школьной форме. Введение специальной одежды для школы способствует более успешному обучению. Надевая форму, ребенок понимает, что теперь он - ученик, главная задача которого учиться, достойно себя вести, уважительно относиться к учителям. Придя домой после уроков и сняв форму, ребенок как бы расстается со всеми школьными проблемами, стряхивает груз учебных трудов. Таким образом, специальная одежда для школы вполне может облегчить эмоциональные сложности ребенка.