ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Главное меню

найти на сайте

Лексическая тема: Перелетные птицы

Лексическая тема: Перелетные птицы

Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Словарь ребёнка должен включать слова: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.

Грамматический строй речи

  1.  возьми много пуговиц и разложи их так, как улетают :  гуси, утки, лебеди - вереницей;  журавли - клином;
    ласточки, грачи, скворцы - вереницей;  кукушки - поодиночке.
  2.  (полный ответ!)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

  1. 3.«Кто как кричит?».Подбор соответствующего понятия.

Ласточка – щебечет.

Грач – кричит «гра».

Соловей – заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – кукует.

Журавль – курлычет.

Жаворонок – звенит.

  1. (назвать лишнее и объяснить свой выбор)
    Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это - птица, а остальные - животные) Скворец, собака, кукушка, соловей.
    Воробей, голубь, журавль, синица.
    Грач, лебедь, утка, ворона
    «Кого много в лесу?» (словоизменение)
    В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка)
  2.  (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):
    Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль)
  3.  (использование глаголов в ед. и множ. числе):
    Птица улетает, а птицы ... (улетаЮТ) 
    (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

 

Связная речь


  1. Скворец , тёплые края, прилетать.
    Гнездо, высиживать, грач, птенцы.
    Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные. Небо, летать, кричать, журавль, большой. Болото, утки, крякать, громко. Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.
  2. , которая вылетела из гнезда в поисках корма для своих птенцов и спаслась от кошки, которая за ней охотилась (7 -10 предложений, рассказ записать в тетрадь, сопроводить одной иллюстрацией).


СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.

по плану:

Кто это?

Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом?

Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).

Как поет? Чем питается?

Как называют ее детенышей?

 

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Грачиха говорит грачу: Сжимают и разжимают пальцы.

«Слетай с грачатами к врачу, Соединяют два больших пальца,

Прививки делать им пора остальными машут, как крыльями.

Для укрепления пера! » Соединяют и разжимают пальцы.

 

Домашнее задание

Задание 1. Побеседуйте с ребенком о перелетных птицах, их характерных признаках, о пользе, приносимой птицами. Сравните птиц по внешнему виду, величине.

 Проговорите с ребенком четко слова: Предметный: птицы, грач, скворец, скворечник, жаворонок, ласточка, соловей, гусь, утка, лебедь, кукушка, стриж, аист, оперенье, крылья, тело, перепонки, караван, птенцы, болото, косяк.

Глагольный: прилетают, гнездятся, возвращаются, кормят, выводят, несут, ловят, клюют, заглатывают, курлычут, гогочут, вылупляются, крякают, кружат, взлетают, чистят, ныряют. Признаков: перелѐтные, водоплавающие, голодные, долгожданные, болотные, прожорливые, крупные, мелкие, разноцветные, длинноногие, голосистые, проворная, длинная, короткая, острые, изогнутая, треугольный, пернатые.

 Наречия: высоко, низко, далеко, близко, тяжело, легко, быстро, медленно, ласково, грустно. Объясните ребенку значение незнакомых для него слов. Задание 2. Игра «Подбери нужный по смыслу предлог» Скворец летал ……. скворечником. Скворец подлетел ……. скворечнику. Скворец присел ……. ветку. Скворец походил ……. ветке. Скворец прыгнул ……. скворечник. Скворец выглядывает ……. скворечника.

Задание 3. Четвёртый лишний Ворона, грач, голубь, воробей. Ласточка, кукушка, соловей, синица. Петух, индюк, курица, ворона. Журавль, аист, цапля, грач.

Задание 4. Послушай и перескажи рассказ «Стыдно перед соловушкой» Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулѐк в сумку. – Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы же в лесу. Никто не увидит. – Стыдно ... перед соловушкой, — тихо ответила Лида. По В. Сухомлинскому Вопросы по содержанию рассказа Как звали девочек? Куда они пошли? Чьѐ пенье услышали девочки во время обеда в лесу? Как пел соловей? Что сделала Оля после обеда? Как поступила со своим мусором Лида? Что посоветовала своей подруге Оля? Что ответила подруге Лида? Почему она так ответила? Кто из подруг поступил верно?