ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Поговори со мной…

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может, ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями можно развивать речь?

Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

Какими словами можно описать время года;

Назови слова- предметы, слова -действия, слова- ассоциации, слова, обозначающие  цвет,  или только веселые  слова;

Расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

Игра в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

- Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .

- Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что… .

- Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что… .

- Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что… ;

Играйте в игру «Хорошо – плохо».

- Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

- Что хорошего в болезни, а что плохого?

- Что хорошего в дождике, а что плохого?

- Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.;

Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

Играйте в игру; «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут …  елке).

Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

 

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».