ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Знаете ли вы своего ребёнка?

Знаете ли вы своего ребёнка?

«Знаете ли вы своего ребенка?»- «конечно»- ответите вы. Вот как сказала польский педагог Галина Филипчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных»

Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И, возможно, через 10—12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.

Как вы думаете, что надо знать о своем ребенке? Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке надо знать все. А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть «ближе»к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное. Нужно знать состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональную стабильность, или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта), или общительность (повадки экстраверта). Направленность личности (личностная, деловая, коллективная).

Итак, допустим, вы знаете, что ваш практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность – личностная, мальчику 6 лет. Скажите, как это будет проявляться в его поведении, деятельности, общении с окружающими? 

(Мнение родителей)

А теперь я вам скажу как: наверное вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не любит шумные компании, интересуется книгами, мастерит, конструирует. Но у вас есть повод и для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым, не любит , когда его вовлекают в общественную работу и т.д.

Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Этого делать не стоит. Те психофизиологические  особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно проявлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности темперамента, его свойств, учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании своих детей.

Послушайте сочинение, взятое из педагогической литературы.

Я очень хотела иметь детей. Но мне долго это не удавалось. Я уже решила, что я неполноценная женщина… Когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым  годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский садик, вот поступает в школу…но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки. Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой, агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи. Ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется. Что я сойду с ума.

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение?

Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию.

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков.

Мудрость родителей заключается в том, что видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама сделала вывод о том, что не воспитала в ребёнке ничего хорошего. Но ребёнок не пустой сосуд. И если в нём не формируются какие-то  положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребёнок ленив, это означает, что в семье его не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного.

Проводится тест «Какой вы родитель?» (отметить те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми)

В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер.  То, что взрослые вкладывают в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.

Но иногда мы , не зная будущего своего ребёнка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справится сами. Не нужно быть большими знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определённой последовательности.

Каковы же они, главные законы детства? Ребёнку для полноценного развития необходимы:

-нормальные родители;

-хорошие родители ;

-полноценное общение со сверстниками и взрослыми;

- постоянная, активная,  соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности- вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит  в том, что для каждого возраста характерен не только определённый состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребёнка к новой, высшей степени развития. В дошкольном возрасте- это игровая деятельность.

Нарушение нормального развития ребёнка наступают, когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребёнок уподобляет «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует  или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющего поведения нередко берёт своё начало в раннем детстве или при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступком и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Педагогическая запущенность- это состояние личности ребёнка, вызванное недостатками в его развитии , поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания и т.д.  

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребёнка из состояния дискомфорта(чувства ненужности , незащищённости, заброшенности, неполноценности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

 

Чтобы лучше понять своих детей, Вам необходимо ответить на вопросы, а затем Вы сравните ваши ответы с ответами ваших детей.

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?

2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?

4. Любимая сказка вашего ребенка?

5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

Сравнение результатов работы с результатами детей