ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Детские страхи

Страхи у детей и их коррекция

Как показывают многочисленные исследования, в большинстве своем взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу. Родители должны понимать, что ребенок живет в собственном мире, где герои сказок реальны, а неодушевленные предметы способны оживать. Именно поэтому малыш иногда видит опасность там, где ее в действительности нет.

Различают следующие виды детских страхов:

·     Навязчивые страхи, которые ребенок испытывает в конкретных ситуациях (боязнь высоты, темноты, закрытых пространств и т. д.);

·     Бредовые страхи, возникающие без видимых причин. Самая тяжелая форма, обычно указывает на наличие серьезных психических отклонений;

·     Сверхценные страхи, связанные с определенными идеями, возникающими у малыша на фоне разыгравшейся фантазии.

Независимо от того, как проявляется и что спровоцировало боязнь, взрослые не должны пренебрегать страхами ребенка и вопросом их коррекции.

Причины страхов у детей

Почвой для формирования детских страхов чаще всего становится один или несколько из нижеперечисленных факторов:

·  Конкретный случай. Фобия может быть обусловлена прошлым негативным опытом, который приобрел ребенок (покусала собака, потерялся в магазине и т. п.). Боязнь повторения неприятного случая, как правило, легко поддается коррекции. Развитие подобных страхов у детей дошкольного возраста напрямую зависит от характера. В группе риска малыши с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, мнительностью;

·  Окружающая обстановка. У маленьких деток причиной возникновения страхов могут стать конфликты внутри семьи. Бывает так, что ребенок чувствует себя виноватым в частых ссорах родителей. Кроме таких случаев, формирование фобии нередко становится результатом сложностей общения со сверстниками. Если другие дети не принимают малыша в свой коллектив, обижают его, он начинает бояться посещать садик или школу. Запугивание со стороны старших товарищей только усиливает боязливость;

·  Внешнее внушение. Частые предупреждения об опасности со стороны взрослых тоже могут стать фундаментом для развития страхов у детей. Родители, близкие родственники и воспитатели нередко чересчур эмоционально предупреждают ребенка о том, что какие-либо действия или ситуации могут быть опасны: «Не бери – обожжешься!», «Не ходи – упадешь!», «Надень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу!» и т. п. Малыш непроизвольно запоминает только вторую часть предложения, и хотя ему еще не знакомы последствия, на основе полученного вербального опыта ребенок распознает угрозу и в конечном итоге регулятором его поведения становится страх. Еще одна ошибка воспитания – запугивание малыша в попытках добиться послушания: «Будешь баловаться – придет злой дядька, посадит тебя в мешок и утащит!»;

·  Бурная фантазия. Страхи у детей дошкольного возраста часто являются вымышленными. Кто из нас в детстве не боялся темноты, которая превращала обычные предметы в грозных монстров? Однако каждый ребенок по-разному реагирует на собственные выдумки: кто-то быстро забывает о них, а у кого-то на их фоне развиваются нервные расстройства;

·  Нарушения психики. Иногда фобии становится одним из симптомов невроза – психического расстройства, которое требует обязательного лечения. Проявлением невроза могут стать страхи, нехарактерные для детского возраста, или тяжелые приступы тревоги по различным поводам (в том числе и не выходящим за пределы возрастных норм).

Методы коррекции страхов у детей

  1. Постарайтесь создать в семье стабильную, доброжелательную атмосферу, окружите малыша вниманием, заботой и любовью. Он должен чувствовать свою значимость, незаменимость и защищенность;
  2. Для детей большую роль играет телесный контакт, поэтому чаще обнимайте чадо, прижимайте к себе, целуйте, гладьте по голове;
  3. Родители должны знать, что стало причиной страхов у детей. Расспрашивайте ребенка, что его пугает, спокойно и с доверием реагируйте на его признания. Ваша задача – как можно больше узнать о том, кого или чего боится малыш. Попробуйте развеять детские сомнения, вместе подумайте, как избавиться от этих страхов. Если кроха почувствует, что вы понимаете его положение и пытаетесь помочь, полпути будет пройдено;
  4. Преподнесите ребенку какую-то безделушку-талисман, которую он мог бы всегда носить с собой, имея постоянное напоминание, что вы его оберегаете. Еще один вариант – приобрести для малыша плюшевого товарища, с которым он мог бы спать, играть и делиться своими фобиями. Пускай мягкая игрушка станет верным другом и надежным защитником;
  5. Избегайте совместного просмотра с ребенком сомнительных телепередач – детям бывает сложно отличить вымысел от действительности;
  6. Одним из эффективных способов коррекции страхов у детей является прием под названием «эмоциональные качели». Его суть состоит в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пылесоса, который его пугает, и тут же оказывается в маминых объятиях). Однако малыш должен самостоятельно решиться на подобный поступок;
  7. Дети часто боятся того, что им непонятно и незнакомо. Задача родителей – постепенно приучать ребенка к пугающим его предметам. Объясните, зачем они нужны и как работают. Обязательно подчеркните, что эти вещи не способны причинить человеку вреда. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечного песика, прочитайте добрую сказку, где главным героем является четвероногий друг, а после познакомьтесь с хорошим соседским щенком;
  8. Поделитесь с малышом собственным опытом, расскажите, чего вы боялись в детстве и как вам удалось преодолеть свою фобию;
  9. Совместно с ребенком нарисуйте пугающие его ситуации или предметы, чтобы озвучить их. Перенося свои страхи на бумагу, дети освобождаются от них. В конце лист бумаги с рисунком необходимо смять и сжечь.