ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мама, я сам! Развиваем навыки самостоятельности у детей

Консультация для родителей
Мама, я сам! Развиваем навыки самостоятельности у детей
Детская самостоятельность - качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от еѐ количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребѐнка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям.
Что бы ни делал ребѐнок, ему важно одобрение родителей. Поэтому самое главное в воспитании самостоятельности - не столько развить еѐ, сколько не подавить. Часто родители, анализируя поведение ребѐнка, опираются на критерии зрелой самостоятельности, в то время как у детей она может маскироваться под другие свойства, например, негативизм или нетерпеливость. Пресекая подобное поведение, родитель оказывается в той ситуации, когда с водой выплѐскивают ребѐнка. Выходом из неѐ может стать направление активности и инициативности детей в мирное русло.
Даем разумную свободу
Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» - то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребѐнку, и где он пытается проявить себя. Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 лет – общение со сверстниками. Если ребѐнок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.
Как известно, абсолютная свобода - это вседозволенность. Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм. Однако чем младше ребѐнок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила. Например, сын видел, как папа подарил маме цветы, и решил поступить так же, но сорвал цветы на клумбе. Как одновременно похвалить за благие намерения и осудить сей акт вандализма? Можно выразить свою признательность за щедрость, но показать огорчение из-за выбранного способа достижения результата. А затем обсудить, какие варианты решений были бы более приемлемы: например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь папе выбрать букет. Только так ребѐнок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.
Ставим цели и задачи
Взрослые обычно полагают, что ребѐнок ДОЛЖЕН выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием. Во-первых, ребѐнок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать, ЗАЧЕМ, то есть с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу.
Во-вторых, малышу необходимо чѐтко представлять себе алгоритм действий: КАК и ЧТО ИМЕННО нужно делать. В-третьих, ребѐнку следует объяснить, ПОЧЕМУ он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым.
Допустим, утверждение бабушки, что у неѐ «сломается спина», если она станет застилать за внука кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после препираний с ним она весьма резво разворачивает покрывало.
Некоторые дети применяют к словам родителей армейский принцип ПВО: «Подожди выполнять – отменят!». Эта привычка вырабатывается у них из-за отсутствия чѐтких требований. Ребѐнок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, размазывая еѐ по всему столу, мама берѐт инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. У ребенка возникает закономерный вопрос: «ЗАЧЕМ напрягаться и делать что-то самому, если взрослый всѐ равно рано или поздно сделает это за него?». Куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным. Ребѐнок только тогда начнѐт проявлять самостоятельность, когда будет определѐн круг его обязанностей, от которых можно будет уклониться исключительно в случае форс-мажора.
Развиваем самостоятельность
1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребѐнок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг, и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжѐлом периоде творчества будут мотивировать ребѐнка следить за состоянием своих вещей.
2. Требуя от ребѐнка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного мультфильма. Просьба разложить всѐ по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребѐнку.
3. Объѐм и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно, например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».
4. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе помогает» - плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поплескаться в ванной, наполненной пеной, и т.д.
5. Если ребѐнок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, попросите его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать Ленивца с дивана иногда помогает маленькая хитрость. Выразите радость по поводу того, что он лежит и никому не мешает. Затем попросите полежать там же ещѐ часа два, чтобы вы могли заняться своими делами.
Как правило, уже через несколько минут раздаѐтся вопрос: «А можно я слезу с дива-а-ана?»
Умение формулировать цель, предвидеть результат - основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребѐнка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, мамы и бабушки часто пресекают попытки девочки подмести пол, потому что знают, что вместо желанной чистоты в квартире будут клубы пыли. Выходит, ещѐ один способ развития самостоятельности - упражнение конкретных навыков.
Последний штрих в портрете самостоятельности - настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно ценно, если ребѐнок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих