ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Советы учителя-логопеда молодым родителям

Советы учителя-логопеда молодым родителям.

 

   Одна из актуальных проблем в современной дошкольной логопедии-невнимательное отношение родителей к речи своих детей. Существует странная закономерность: практически все родители следят за физическим развитием своих детей, с гордостью делятся успехами: «У меня уже пополз!», «А мой уже встает!», «Бегает не остановишь!». Если что-то ребенок не умеет делать или делает не так, обращаются к врачам, кто-то даже читает специальную литературу. Подобного не скажешь о речевом развитии. Этот вопрос ни мам, ни уж тем более пап сильно не волнует. Обычно успокаиваются следующими фразами: «Не говорит- ничего страшного, заговорит позже», «У моей знакомой ребенок до трех лет молчал, а теперь болтает- не остановишь». Убедительная просьба: не слушать подобные «советы». Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития. Но существуют, так же как и в физическом развитии, определенные сроки появления речи (гуление, лепет, фраза). Известно, что наиболее чувствительным к речевому развитию является возраст от 1,5 до 3 лет, поэтому хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как можно предупредить, ослабить, а в некоторых случаях и избежать речевого дефекта.

   Самый главный совет- больше разговаривайте с ребенком. Ему необходимо ежеминутное общение, с ним нужно заниматься. Заниматься- не значит сесть за стол и выполнять действия в строгой последовательности. Заниматься- значит, проводить совместные игры, читать книги, беседовать во время прогулки. Занятия с ребенком уже можно начинать, когда он находится еще в утробе матери.

   Важным этапом в развитии ребенка является ползание. Пропускать этот этап не желательно. Если маленький ребенок по каким-то причинам не ползал, создайте условия для искусственного появления этой функции (организуйте такие игры, как ползание в туннеле, соревнования на четвереньках «кто быстрее» и т.д.). При ползании активизируются межполушарные связи. Когда ребенок ползет, у него синхронно работают конечности-левая рука и правая нога и наоборот. Таким образом, полушария мозга постоянно взаимодействуют.

   Во время прохождения диспансеризации в поликлинике обращайте внимание на заключение врачей. Один из самых распространенных медицинских диагнозов на сегодняшний день- перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Игнорировать его нельзя. Родителям необходимо внимательно наблюдать за ребенком и выполнять все рекомендации врача-невролога. Часто ПЭП, особенно не долеченная, становится причиной речевых нарушений.

   Говорите неторопливо, плавно, правильно и отчетливо. Ни в коем случае не повторяйте неправильных слов за ребенком. Не сюсюкайте! Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В результате у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль, а также может закрепиться искаженное произношение.

   Побуждайте ребенка «оречевлять» все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить. Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает- это хорошо, если он молчит- плохо.

   Развивайте мелкую моторику. Пазлы, мозаика, лепка из пластилина, кубики, рисование, нанизывание бусин на нитку- все это развивает мелкую моторику малыша. Центр в головном мозге, отвечающий за развитие двигательной функции, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Раздражая центр, отвечающий за мелкую моторику, вы раздражаете центр, отвечающий за речь.

   Обращайте внимание на вредные привычки- закусывание губ, щек, прокладывание языка между зубами, сосание пальца. Они могут повлиять на формирование неправильного прикуса. Долгое сосание соски (более 1,5 лет) тоже может отрицательно сказаться на состояние артикуляционного аппарата.

   А главное, помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития. Проявляйте инициативу- и чем раньше, тем лучше.

 

 

Л.С. Ерёмичева, учитель-логопед

МДОУ д/с «Рябинка»