ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Профилактика нарушений чтения и письма

Работа с родителями по профилактике

нарушений чтения и письма.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводится как можно раньше (желательно с дошкольного возраста) особенно у детей с речевыми нарушениями.

Осуществляется работа по развитию зрительно*- пространственных функций, памяти, внимания, аналитико –синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

 

1.     Развитие зрительного восприятия.

1.     назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения наложенные друг на друга.

2.     найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом, назвать буквы перечеркнутые дополнительными линиями, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент.

 

2.Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

 

1.     соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг- арбуз, овал- дыня, треугольник- крыша и т.д.), а так же цвета фигур и реальных предметов.

 

3. Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ.

 

1.     игра «Чего не стало?»

2.     дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок

3.     запомнить буквы, цифры, фигуры, а затем выбрать их среди других.

4.     разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности

 

4. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

 

1.     определение пространственного представления предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе

2.     определение пространственных соотношений предметов , находящихся с боку: «Покажи, какой предмет находится справа, слева от тебя», «Положи книгу справа, слева от себя».

3.     определение пространственных соотношений между двумя- тремя предметами или изображениями

4.     задания, которые выполняются по инструкции взрослого: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги;  сказать где находится ручка по отношению к книге.

 

5. Уточнение пространственного расположения фигур и букв.

 

1.     написать буквы справа или сева от вертикальной линии

2.     положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку

 

6. Формирование языкового анализа и синтеза.

 

1.     придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов

2.     придумать предложение с определенным количеством слов

3.     увеличить количество слов в предложении

4.     определить место слов в предложении

 

7. Развитие лексики.

    

1.     обогащение словарного запаса за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр: «Кто как передвигается», «Кто как ест», «Кто какие звуки издает», «Кто что делает»

2.     обогащение словаря прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, высоту, длину, толщину.

3.     усвоение слов обобщающего характера (мебель, одежда, транспорт и т.д.)

4.     усвоение значения слов (выбрать только овощи, найти лишнее, назвать одним словом все предъявленные предметы.)