ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

 

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

 

Что должны знать дети к концу года

 

Старший возраст (5-6 лет).

 

1. Физическое воспитание.

 

- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

 

- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

 

- прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.

 

- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.

 

- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

 

- перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

 

- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.

 

- скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.

 

- ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.

 

- кататься на самокате.

 

- участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.

 

- продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.

 

2. Природное окружение. Экологическое воспитание.

 

- различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.

 

- определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет.

 

- знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.

 

- классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твёрдость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.

 

- знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т.д.

 

- проявлять интерес к истории предмета.

 

- называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

 

- раскрывать личностные и деловые качества человека труда.

 

- знать и называть своих родственников, домашний адрес.

 

- различать некоторые рода войск.

 

- знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зелёный сигнал светофора.

 

- знать название родного города (села), страны, её главного города.

 

-анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

 

- знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.

 

- знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.

 

- делать выводы о том, как человек может беречь природу.

 

- иметь представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.

 

- уметь применять полученные знания на практике.

 

- знать, что нужно делать для того, чтобы поддерживать своё здоровье и здоровье окружающих людей.

 

3. Развитие речи.

 

- объяснять правила игры; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

 

- употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

 

- самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

 

- определять место звука в слове.

 

- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со исходным значением.

 

- употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

 

4. Формирование элементарных математических представлений.

 

- выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части ((часть меньше целого).

 

- считать (отсчитывать) в пределах 10.

 

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?».

 

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

 

-сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.

 

- размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов.

 

- определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.

 

- знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

 

- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.

 

- знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.

 

- называть текущий день недели.

 

5. Художественная литература.

 

- определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.

 

- проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.

 

- драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.

 

- вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), 2-3 считалки, загадки.

 

- называть любимого детского писателя.

 

6. Художественно-эстетическое воспитание.

 

- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.

 

- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

 

- знать особенности изобразительных материалов.

 

В рисовании

 

- создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлении природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

 

- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

 

- выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

 

В лепке

 

- лепить предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.

 

- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

 

- создавать изображения по мотивам народных игрушек.

 

В аппликации

 

- изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.

 

7. Конструирование и ручной труд.

 

В конструировании

 

- анализировать образец постройки.

 

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

 

- создавать постройки по рисунку.

 

- работать коллективно.

 

В ручном труде

 

- правильно пользоваться ножницами.

 

- сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.

 

- выполнять не сложные поделки способом оригами.

 

- делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

 

8. Игровая деятельность.

 

- договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры.

 

- разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

 

- использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).

 

- создавать творческую предметно-игровую среду, использовать полифункциональный материал, предметы заместители и др.

 

- в дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш.

 

- объяснять правила игры сверстникам.