ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Левой- правой, или почему не надо переучивать ребенка…

Левой- правой,

или почему не надо переучивать ребенка…

«Наш малыш взял в руку ложку, но почему-то это оказалась левая рука. Идо сих пор, невзирая на все наши ухищрения, он упорно держит ложку левой рукой».

Несмотря на то, что сегодня родители и педагоги терпимо относятся к тому, что ребенок берет ложку или карандаш, в левую руку, они не всегда ясно представляют себе последствия переучивания. Разберемся, чем опасно переучивать ребенка брать карандаш, ложку и т. п. той рукой, какой он хочет. Переучивание леворукости — это изменение сложившейся системы работы полушарий головного мозга. Последствия этого вмешательства могут быть различными: от раздражительности, нарушений сна и головных болей до таких нарушений, как тики, заикание, энурез и др. Переучивание ребенка в детстве оставляет след на всю жизнь.

«Меня переучили писать правой рукой, почерк у меня так и не наладился!Да если бы только почерк! Это переучивание негативным образом отразилось на всей моей жизни!»— с горечью в голосе поделился со мной взрослый мужчина, дочка которого, так же как и он в детстве, стала рисовать левой рукой. «Левый» — это неправильный или это всего лишь не «правый»? До сих пор человек, пишущий левой рукой, воспринимается как отличный от других, как не совсем нормальный.

Многочисленные потоки информации маленький ребенок осваивает при помощи системы регулирования процессов жизнедеятельности, так называемой билатеральной системы больших полушарий головного мозга. От органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность, идут нервные пути к каждому из двух полушарий головного мозга. Билатеральная система работает таким образом, что в каждый определенный момент совместной работы головного мозга одно из полушарий является преимущественно информационным регулятором, а другое — энергетическим (Ананьев Б. Г., 1963).

При работе одного из полушарий головного мозга другое уменьшает свою активность. Однако есть еще одна особенность: нервные пути соединяют конечности человека с его большими полушариями головного мозга не напрямую, а образуя своеобразный перекрест.

Это приводит к тому, что при более активном (доми­нирующем) левом полушарии ведущей оказывается правая рука, ребенок все берет правой рукой, он правша. При более активном (доминирующем) правом полушарии ведущей оказывается левая рука, ребенок при взаимодействии с миром предметов и людей действует преимущественно левой рукой, он левша. Правое полушарие «обслуживает» в основном левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, ноги и т. д. И передает команды непосредственно левой руке, ноге и т. д. Левое полушарие «обслуживает» в основном правую сторону тела.

Левое полушарие знаковое, рациональное, логическое, речевое.Оно анализирует детали и части; выстраивает причинно- следственные закономерности; классифицирует объекты и выстраивает схемы. В левом полушарии расположены речевые центры, ответственные за мышечный акт произношения слов и за понимание речи. Материал воспринимается по частям, лучше воспринимается смысловая сторона речи. Информация перерабатывается медленно, последовательно. Преобладают положительные эмоции. Левое полушарие позволяет понимать обращен­ную к нему речь, оперировать цифрами и математическими фор­мулами, учить стихотворения и запоминать иностранные слова.

Правое полушарие пространственное, интуитивное, эмоционально-образное.Оно схватывает проблему целостно, не дробит на части, синтезирует целостный образ во всей совокупности проявлений. Материал воспринимается целостно, лучше воспринимается интонационная сторона речи. Главная особенность правого полушария — восприятие выразительности звуков. При помощи правого полушария анализируется интонация голоса человека. Огромный мир музыки воспринимается правым полушарием. Информация перерабатывается быстро, мгновенно. Преобладают отрицательные эмоции. Правое полушарие помогает сохранять длительное время впечатление от того, что видит человек. Исследования доказывают связь правого полушария с бессознательным.

Основные функции полушарий головного мозга

Левое   полушарие

(правая рука,   правый глаз)

Правое   полушарие

(левая рука,   левый глаз)

Язык (речь, события, имена,   даты)

Воображение (фантазия, сны   наяву)

Обработка информации (шаг за   шагом)

Получение целостной картины

Математические   вычисления (числа и соотношения между ними); оперирование цифрами и   математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее   правил

Музыкальные   способности (ощущение музыкального ритма и настроения, восприятие   выразительности звуков); чувство цвета (умение различать цвета,   художественные способности)

Логическое   мышление, анализ; понимание письменной речи

Умение   заметить сходство и связи между ситуациями; пространственные задачи,   ориентировка в пространстве

Преобладание   отрицательных эмоций

Преобладание   положительных эмоций

Сознательное   (рассуждение)

Бессознательное   (интуиция).

Двигательная   сфера

Чувственная   сфера

 

Известно, что у левшей лучше развито пространственное мышление, больше шансов выздороветь после инсульта или травм мозга, больше возможностей достичь успеха в качестве художников, архитекторов, музыкантов, инженеров и спортсменов.

Не секрет, что сегодня система школьного образования в основном рассчитана на левополушарных детей (правшей), и нацелена на развитие в основном левого полушария. От европейского обучения отличается обучение, принятое у народов Дальнего Востока. Используемые японцами и китайцами такие системы знаков, как иероглифы и кодовые буквы, запись на бумаге сочетаний звуков позволяют при обучении детей развивать активность обоих полушарий головного мозга. За счет этого достигается внутренняя гармония человека, его психическое равновесие.

Правополушарные дети оказываются в невыгодной ситуации, особенно на первых этапах обучения в начальной школе. В этом случае идеальным для ребенка является вариант, когда у ребенка и у педагога доминируют одинаковые полушария головного мозга.

При информационной перегрузке у ребенка происходит запредельное повышение активности левого полушария, сменяющееся его торможением. Это торможение выполняет защитную функцию. Левополушарные дети более выносливы при мыслительном напряжении, но торможение, которое происходит в результате его перегрузки, длится у них значительно дольше, чем у правополушарных детей.

Волнения, испуги, неприятности способны вызвать у ре­бенка запредельное повышение активности правого полушария, вызывая тревогу, страхи, беспокойство. Перевозбуждение правого полушария головного мозга вызывает расстройства сна, продуцирует кошмарные сновидения. У правополушарного ребенка торможение, вызванное перегрузкой правого полушария головного мозга, длится значительно дольше, тревоги и волнения оставляют в душе такого малыша глубокий след, и ему нужно значительно больше времени, чем левополушарному ребенку, для того чтобы прийти в себя после какой-либо психической травмы. Помимо этого, перевозбуждение правого полушария головного мозга приводит к нарушениям биоритма сна и способно нарушить способность контролировать во сне мочеиспускание. Для родителей и педагогов подобные нарушения у ребенка являются сигналом того, что работа полушарий головного мозга оказалось нарушенной, в правом полушарии произошла перегрузка, следовательно, необходимо помочь ребенку избавиться от напряжения. Для ребенка дошкольного возраста незаменимым средством снятия напряжения являются подвижные игры.

Изменение природной полярности полушарий с правосторонней активности на преимущественно левополушарную для ребенка не проходит бесследно. На правополушарных детях негативно отражается:

-интенсивное левополушарно направленное обучение,

-раннее обучение иностранным языкам.

Для полноценной гармоничной психической деятель­ности необходим взаимодополняющий и одновременно син­хронный режим работы полушарий головного мозга.

 

 

 Как узнать, левша или правша ваш ребенок?

Пробы для определения ведущей руки:

Какой рукой ребенок рисует?

Какой рукой снимает крышку с коробки?

Какой рукой берет предмет со стола?

Какую руку подает при прощании?

Какой рукой бросает мячик?

При трех и более пробах, выполняемых левой рукой, дела­ется вывод о преобладании левой руки: «Л». При трех и более пробах, выполняемых правой рукой, делается вывод о преоб­ладании правой руки: «П».

Пробы для определения ведущей ноги:

Какой ногой ребенок ударяет по лежащему мячу?

На какой ноге прыгает, когда его просят попрыгать на одной ноге?

Какой ногой первой перешагивает через предмет?

При двух и более пробах, выполняемых левой ногой, дела­ется вывод о преобладании левой ноги: «Л». При двух и более пробах, выполняемых правой ногой, делается вывод о преоб­ладании правой ноги: «П».

Пробы для определения ведущего уха:

К какому уху ребенок прикладывает часы, для того чтобы послушать, как они тикают?

Какое ухо прикладывает к стене, для того чтобы прослу­шать шум через стену?

При двух пробах, выполняемых левым ухом, делается вывод о преобладании левого уха: «Л». При двух пробах, выполняемых правым ухом, делается вывод о преобладании правого уха: «П».

Пробы для определения ведущего глаза:

К какому глазу ребенок прикладывает подзорную трубу (свернутый в трубочку лист бумаги)?

Наибольшее количество показателей «П» говорит о до­минировании левого полушария головного мозга, и наоборот, наибольшее количество «Л» — о преобладании правого по­лушария. Одинаковое развитие обоих полушарий называет­ся амбидекстрия. Амбидекстрия может быть врожденной или может развиться в результате тренировки.

Необходимо помнить, что пробы на лево- или правополу­шарность у детей до 5 лет достаточно условны.

Целесообразно в большей степени доверять результатам наблюдения за ребен­ком (какую руку ребенок подает чаще при прощании, какая рука лучше расслабляется, когда ребенок засыпает, и др.). При преобладании активности левого полушария малыш раньше, чем его сверстники, начинает читать. При преобладании ак­тивности правого полушария малыш не торопится осваивать чтение, больше времени уделяет игре. Для правополушарных детей характерны открытость и непосредственность в выра­жении чувств, внушаемость, общительность и контактность. Левополушарные дети отличаются критичностью, иронич­ностью, рассудочностью, отсутствием непосредственности и спонтанности в выражении чувств.