ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Развиваем пальчики

Развиваем пальчики.

 

Развитие ручной моторики

 

Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

 

На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).

Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.

Складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв.

Обведение контуров предметных изображений.

Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

Наматывание ниток на катушку, клубок.

Застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).

Работа с мозаикой.

Игра с крупой, злаковыми и бобовыми– высыпаем все в тарелку и просим ребенка выложить из горошка солнышко или из фасолин какую-либо букву и т.п.!

Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

С детьми проводятся пальчиковые игры.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук с целью улучшения качества речи:

-Коза (пальцы тренируемой руки зажаты в кулак, выпрямляются указательный палец и мизинец)

-Заяц ( пальцы зажаты в кулак, постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки)

-Коза-Заяц (попеременные движения руки)

-Три богатыря(большой палец руки удерживает мизинец, а указательный, средний и безымянный пальцы прямые)

   - Пальчики поздоровались ( кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным)

- Гусь (рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва)

-Кольцо(рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак, сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо, остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны)

-Птичка (скрещиваются обе руки так, чтоб большие пальцы зацепились друг за друга, выполнять движения кистями рук вверх-вниз, имитируя взмахи крыльев птиц: быстро-медленно)

 

-Солдатики(показ пальчиков из кулачка поочерёдно)

-Вилка(большой палец руки загнут в ладонь, а указательный, средний ,безымянный и мизинец прямые)

-Очки(соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и приближаем к глазкам, имитируя очки)

-Кулак-ребро-ладонь (быстрые попеременные движения обеих кистей рук на столе – в кулаке на столе - ладонь стоит ребром –ладонь опущена вниз-лежит на столе)

     -Посолим суп(пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие     движения)

-Захват карандаша большим и указательными пальцами, а также большим и остальными по-очереди

-Катание шарика/грецкого ореха по ладони и между пальчиками;

-Ходьба человечка (указательный и средний пальцы «бегают» по столу, сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее-двумя руками вместе)

-Игра на рояле (дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1, двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5)

 

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.

 

«Пальчики»

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать.     (Загибают мизинец.)    

Этот пальчик лег в кровать.     (Загибают безымянный палей.)

Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)

Этот пальчик уж уснул.           (Загибают указательный палец.)

Этот крепко-крепко спит.         (Загибают большой палец.)

Встали пальчики, ура.                       (Распрямляются пальцы рук.)

В школу нам идти пора.           (Указательный и средний пальцы левой руки

«бегут» по столу.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

 

«Этот пальчик…»

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик – дедушка.     (Сгибают большой палец.)

Этот пальчик – бабушка.     (Сгибают указательный палей.)

Этот пальчик – папочка.      (Сгибают средний палец.)

Этот пальчик – мамочка.     (Сгибают безымянный палец.)

Этот пальчик – я.                   (Сгибают мизинец.)

Вот и вся моя семья.             (Разгибают пальцы.)